Обнажённые «Шашечки». Отрасль такси штормит, а водители уходят в курьеры
Еженедельник «Аргументы и Факты» № 43. До победы оставалось полгода 23/10/2024
Сложившейся ситуацией с такси недовольны и пассажиры, и водители. Первые сетуют на высокие тарифы. Вторые кивают на увеличивающиеся расходы и законодательные требования. Почему сферу лихорадит, выяснял «АиФ».
Из водителя в курьеры
По данным Росстата, за год (с августа 2023‑го по август 2024‑го) километр поездки подорожал на 10 руб., достигнув с среднем по стране отметки в 45 руб. Аналитики объясняют: на цены, помимо инфляции, повлиял закон о такси, вступивший в силу в сентябре 2023 года. В документе прописаны требования к водителям (рабочее время не более 40 часов в неделю, медосмотр, заполнение путевых листов и т. д.), региональные ограничения, ответственность агрегаторов.
У тех, кто за рулём, к нормативному акту есть вопросы. «Все в один голос говорили, что необходим переходный период хотя бы лет на 5, — возмущается глава профсоюза такси “Добро” Николай Кодолов. — Но никто таксистов не слушал, в результате закон приняли, работает он пока через пень-колоду».
По словам участников рынка, избыточные требования к водителям привели к серьёзному оттоку кадров. Люди уходят в сферы с сопоставимыми доходами, а том числе в курьерские службы. Что это за доходы? По словам Кодолова, таксисты в крупных городах (с населением от 500 тыс. жителей), если не работают вчёрную, то пашут по 12–13 часов, чтобы заработать хотя бы 100 тыс. руб. в месяц. «В населённых пунктах поменьше таксисты возят пассажиров ради месячного заработка в 40–50 тыс. руб.», — говорит он.
«Отбомбились»
Отрасль штормят и слухи о возможных изменениях. Один из таких — Минтранс планирует обязать службы аренды такси и таксопарки заключать трудовые договоры с водителями. По сути, это хоронит прежнюю схему, когда таксист мог работать в статусе самозанятого, с соответствующим льготным налогообложением. Отраслевые эксперты тут же заявили, что в результате мы получим ещё больший дефицит кадров (и новый рост цен). И хотя официальное ведомство слух опровергло, но осадок, как говорится, остался.
«Если посмотреть на динамику регистрации и ликвидации компаний, видно, что рынок такси переживает определённый упадок, — сетует эксперт сервиса “Контур.Фокус” по экономической безопасности бизнеса Антон Яковлев. — Самый сильный удар он получил в ковидном 2020 году. Но и сейчас количество ликвидаций превышает количество регистраций».
Список факторов, которые бьют по сфере, немалый. Один из них, по словам Яковлева, — с этой осени водителям необходимо оформлять полис обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами в дополнение к полису ОСАГО. С одной стороны, вещь нужная: в случае ДТП пассажир получит компенсацию до 2 млн руб. (вместо 500 тыс. по ОСАГО). С другой — в среднем стоимость такого страхового полиса составляет 3,3 тыс. руб., а это тоже расходы.
Покидают «шашечки» и те, кто рассматривал такси в качестве подработки в свободное от основной работы время. Так, таксовать перестали многие бюджетники. Им теперь необходимо оформление самозанятости, чего нельзя делать в статусе госслужащего (за исключением некоторых видов деятельности). Ещё одна причина перестать «бомбить» — если в истории машины имеется запись, что она ездила в такси, цена авто на вторичном рынке падает на 20–30%.
А на то, что выпавшие «рулевые кадры» заместят мигранты, надеяться, похоже, не приходится. В ряде регионов, например в Ленинградской области, приезжим запретили работать в сфере легковых перевозок.
Расчёты
Выручка за смену
По расчётам Кодолова, за 11-часовую смену водитель может выручить около 10 тыс. руб. Данные, понятно, средние, зависят от региона, дохода местных жителей, марки авто. Из них придётся потратить:
- 2,5 тыс. — на машину (аренда, кредит, обслуживание);
- 1,5 тыс. — на топливо;
- 2–2,5 тыс. — выплаты компании-агрегатору.
В итоге на руках остаётся не больше 4 тыс. руб.
Оцените материал